Храм футер 0

+7 920 479 06 47

Я люблю тебя, Россия!

Анализ данных опроса по вводной анкете проекта «Я люблю тебя, Россия!»

В течение 1-18 марта 2024 года проводился соцопрос в детско-юношеской среде с целью определения качества универсальных и специальных компетенций, необходимых для осуществления волонтёрской деятельности.

В составлении опросных листов, проведении опроса и анализе данных приняли участие педагоги воскресной школы Никольского храма с. Пушкари Тамбовского района, преподаватели ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ.

Искреннюю благодарность приносим руководству и учителям СОШ с. Стрельцы Тамбовского района, которые поддержали проект и помогли провести сбор экспериментальных данных.

Всего в опросе приняло участие 197 человек: 56 – студенты, 48 – старшеклассники, 52 – подростка, 41 – дети. Из наличных анкет к анализу было отобрано 160, по 40 из каждой возрастной группы. Результат обобщения данных представлен в Таблице 1. (см.).

Предметом исследования являлись такие показатели, как:

1) «Уровень и характер взаимодействия в группе: оценка взаимоотношений»;

2) «Уровень и характер досугового взаимодействия»;

3) «Взаимовыручка»;

4) «Личная готовность к взаимовыручке»;

5) «Патриотизм, готовность служить Родине»;

6) «Уровень физического развития – самооценка»;

7) «Трудовая подготовленность, приспособленность к быту» (самооценка);

8) «Мотивированность в получении физической и трудовой подготовки»;

9) «Потребность в центре развития, расположенном в шаговой доступности»;

11) «Оценка наличного волонтёрского опыта».

Обработка данных и прочтение таблицы дали следующие результаты.

Вопрос 3. «Уровень и характер взаимодействия в группе: оценка взаимоотношений». Проблемные зоны обнаруживаются в системе взаимоотношений во всех обследованных группах. Только в детской группе характер взаимоотношений со сверстниками оценен большинством (72%) выше «5» по 10-ти балльной шкале. Однако, и в детской группе 27,5% оценили критерий ниже «5» балов. В подростковой группе этот показатель резко ухудшается. Оценкой выше «5» баллов взаимоотношения оценили только 12.5 % опрошенных; 20% — «5» баллов; 67,5% — ниже «5» баллов. В группе старшеклассников коррекции показателя не происходит. Оценкой в «8» — «10» баллов взаимоотношения не оценил никто; только 15% — «5» баллов и более 90% дали оценку «1» — «3». Показатель несколько стабилизируется в послешкольной (студенческой группе). 17% оценивают взаимоотношения как хорошие и отличные, однако более 60% поставили оценку – «1» — «3».

Вопрос 4. «Уровень и характер досугового взаимодействия». Самый высокий уровень коллективизма показывает младшая группа. Свободное время и досуг проводят вместе с одноклассниками 45% опрошенных. Одиночество предпочли — 0% опрошенных. Ещё не нарушены связи с родственниками и семьёй (родителями). Семейный досуг предпочитают 12.5% опрошенных. В подростковой группе предпочтение коллективному досугу с одноклассниками отдают 27,5% учащихся. 15% высказались за предпочтение досуга в узком кругу приятелей. Предпочтение одиночеству не оказал никто – 0%. Семейный досуг (7,5%) уступает желанию находиться в группе друзей – 50%. В группе старшеклассников предпочтение коллективного досуга падает более чем вдвое по сравнению с подростками – 10%. Сокращается востребованность семейного досуга и заметно возрастает социальное одиночество: 25% предпочитают проводить свободное время наедине с собой. Несколько стабилизируется ситуация в студенческой группе, где одиночество предпочитают – 20%, показатель семейного досуга – всего 2,5%. Потребность в общеколлективном досуге показали – 0%, отдав предпочтение общению в группе друзей – 77,5%.

Вопрос 5. «Взаимовыручка». В детской группе самый высокий показатель надежды на помощь коллектива в трудную минуту – более 60% выражают такую уверенность, и никто не считает, что останется в одиночестве. Однако и в младшей группе более 30% опрошенных оценивают вероятность помощи коллектива сдержанно.

Ниже других показатели взаимопомощи в подростковой группе, где 10% не рассчитывают на дружную помощь коллектива. Однако 45% рассчитывают на помощь отдельных членов коллектива – 45%, при этом 7,5% считают, что большая часть коллектива будет сочувствовать, но никак деятельно не помогать. Показательно, что 17,5% верят именно в коллективную поддержку, когда каждый готов прийти на помощь. В группе старшеклассников вера в коллективную поддержку заметно сокращается – до 20% считающих, что никто на помощь не придёт. Не считают, что большая часть готова на поддержку – 25%. Несколько выше показатель уровня взаимопомощи в студенческой группе, где только 2,% считают, что никто на помощь не придёт, 60% считают, что большая часть коллектива готова и на сочувствие и на деятельную помощь.

Вопрос 5. «Личная готовность к взаимовыручке». Самый высокий уровень личной готовности к помощи ближнему – в детской группе: 55% считают помощь ближнему личной обязанностью. 45% готовы помогать друзьям и родственникам.

В подростковой группе этот показателем уже становится проблемным: только 20% считают помощь ближнему, не зависимо от дружбы и родства, своею обязанностью, но 72,5% готовы помочь родственникам и друзьям; появляется меркантилизм – 5% готовы помочь в расчёте на выгоду. Есть прецедент мнения в пользу отказа помощи ближнему. В группе старшеклассников большинство готово помогать друзьям и родственникам; опрошенные считают такую установку принципиально верной. 7,5% опрошенных готовы помогать ближнему в расчёте на выгоду. Но принципиальную готовность помогать ближнему показывают только 5%. В послешкольной (студенческой) группе показатели приблизительно такие же, как у старшеклассников, но принципиальная готовность помогать отмечена только 2.5%, как, в прочем, нет принципиальной установки не оказывать помощь – 0%.

Вопрос 7. «Патриотизм, готовность служить Родине». В детской аудитории самый высокий уровень патриотизма: свою готовность пожертвовать личным интересом ради общественного показало 100% (80% — абсолютно готовы и 20% — готовы). В подростковой группе такую готовность 15% оценили 50 на 50, при этом неготовность к служению не показал никто. Сложнее картина в студенческой группе, где 20% опрошенных готовность к служению оценило в «1» — «2» балла. Отрадно, что среди опрошенных не нашлось никого, кто не любил бы Родину.

Вопрос 8. «Уровень физического развития – самооценка». Подавляющее большинство детей считает себя сильными, однако высший балл – «10» — себе не поставил никто. 72,5% считают, что физически развиты на «8» баллов. Гораздо скромнее оценивают свою физическую подготовку подростки: 60% оценили в «5» баллов по 10-балльной шкале. Еще более скромную самооценку физического развития дали старшеклассники: 7,5% поставили – «0» баллов, 35% — «1»-«2» балла. В послешкольной (студенческой) группе большинство считают своё развитие средним и достаточным – 65% — «5» баллов.

Вопрос 9. «Трудовая подготовленность, приспособленность к быту» (самооценка). Во всех группах трудовую подготовку оценивают как низкую. В детской группе её высокой считают только 20%, а 28% оценивают, как среднюю – в «5» баллов. Только 5% подростков считают себя приспособленными к жизни людьми, владеющими общими бытовыми навыками. Старшеклассники оценивают себя ещё строже: 40% дают оценку «2»-«3» балла, 32.5% — «5» баллов. Несколько выше соответствующие показатели в студенческой группе. Но и там 25% оценивают свою подготовку, как плохую, а 37,5 % — дают оценку «0».

Вопрос 10. «Мотивированность в получении физической и трудовой подготовки». Подавляющее большинство детей хотят получить наставническую помощь в трудовой и физической подготовке – 95%. В среде подростков 20% затрудняются дать ответ на вопрос, а 17,5% — считают, что им помощь в этом направлении не нужна. Однако, 62,5% (большинство) – за получение помощи наставника. Востребованность наставнической поддержки в области трудового и физического развития в группе старшеклассников еще выше – 77,5%. Неожиданно спад динамики даёт студенческая группа, где только 10% хотели бы получить поддержку наставника.

Вопрос 11. «Потребность в центре развития, расположенном в шаговой доступности». Заинтересованность и готовность ходить в центр волонтёрской подготовки показали дети – 100%. Подавляющее большинство подростков аналогично заинтересованы в центре развития, но при наличии там оборудования, которого нет у них дома. Аналогичные ответы дают и старшеклассники. Меньшую заинтересованность в центре показала студенческая группа.

Вопрос 12. «Оценка наличного волонтёрского опыта». Младшая и подростковая группы не дала оценки, так как не имеют соответствующего опыта. В группе старшеклассников наличные навыки волонтёра оценили как низкие: 27,5 – «0» баллов; 50% — «1» — «2» балла; и только 10% опрошенных оценили наличный волонтёрский опыт как положительный.

 

Сводная таблица №1. Данные опроса по вводной анкете проекта «Я люблю тебя, Россия!»

Группа/ №  вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

3

Ответы

8

17

8

6

1

17

20

6

0

0

12

15

8

3

2

0

4

7

19

10

%

20

42,5

20

15

2,5

42,5

50

15

0

0

30

37.5

20

7.5

5

0

10

17,5

47.5

25

Прим.

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

4

Ответы

0

31

1

8

4

22

4

10

11

20

3

6

18

18

5

0

%

0

77.5

2,5

20

10

55

10

25

27.5

50

7.5

15

45

45

12,5

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

5

Ответы

3

24

2

10

1

3

15

10

8

4

7

8

3

18

4

10

16

8

6

0

%

7,5

60

5

25

2,5

7.5

37.5

25

20

10

17.5

20

7.5

45

10

25

40

20

15

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

6

Ответы

1

35

1

3

0

2

32

3

3

0

8

29

2

1

0

22

18

0

0

0

%

2.5

87,5

2,5

7,5

0

5

80

7,5

7.5

0

20

72,5

5

2.5

0

55

45

0

0

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

7

ответы

0

8

2

22

8

0

4

4

21

11

0

0

6

20

14

0

0

0

8

32

%

0

20

5

45

20

0

10

10

52,5

27,5

0

0

15

50

35

0

0

0

20

80

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

8

ответы

2

10

26

2

0

3

14

4

7

2

0

4

24

11

2

0

2

9

29

0

%

5

25

65

5

0

7.5

35

10

17.5

5

0

10

60

27,5

5

0

5

22.5

72,5

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

9

ответы

15

10

4

9

2

3

16

13

6

2

2

12

7

7

2

0

4

28

8

0

%

37,5

25

10

22.5

5

7.5

40

32.5

15

5

5

30

17.5

17.5

5

0

10

70

20

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

10

ответы

4

36

2

31

8

1

25

7

8

38

0

2

%

10

90

5

77.5

20

2,5

62,5

17.5

20

95

0

5

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

11

ответы

2

4

24

10

8

4

25

3

8

10

19

3

31

0

9

0

%

5

10

60

27

20

10

62.5

7.5

20

27

47,5

7,5

77.5

0

22,5

0

 

 

Группа/

№ вопроса*

Молодежь (студенты)

Молодежь

(старшеклассники)

Подростки

Дети

                                                     

12

ответы

18

9

5

8

0

11

20

5

3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

%20

45

22.5

12,5

20

0

27,5

50

12,5

7.5

2,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

*Результаты вопросов 1-2 (возраст, пол) учтена в преамбуле анализа, поэтому в таблицу вошли ответы на вопросы 3-12.

 

 

 

close

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить последние новости!

Поделиться в соцсетях:

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on skype
Share on telegram
Share on whatsapp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *