Анализ данных опроса по вводной анкете проекта «Я люблю тебя, Россия!»
В течение 1-18 марта 2024 года проводился соцопрос в детско-юношеской среде с целью определения качества универсальных и специальных компетенций, необходимых для осуществления волонтёрской деятельности.
В составлении опросных листов, проведении опроса и анализе данных приняли участие педагоги воскресной школы Никольского храма с. Пушкари Тамбовского района, преподаватели ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ.
Искреннюю благодарность приносим руководству и учителям СОШ с. Стрельцы Тамбовского района, которые поддержали проект и помогли провести сбор экспериментальных данных.
Всего в опросе приняло участие 197 человек: 56 – студенты, 48 – старшеклассники, 52 – подростка, 41 – дети. Из наличных анкет к анализу было отобрано 160, по 40 из каждой возрастной группы. Результат обобщения данных представлен в Таблице 1. (см.).
Предметом исследования являлись такие показатели, как:
1) «Уровень и характер взаимодействия в группе: оценка взаимоотношений»;
2) «Уровень и характер досугового взаимодействия»;
3) «Взаимовыручка»;
4) «Личная готовность к взаимовыручке»;
5) «Патриотизм, готовность служить Родине»;
6) «Уровень физического развития – самооценка»;
7) «Трудовая подготовленность, приспособленность к быту» (самооценка);
8) «Мотивированность в получении физической и трудовой подготовки»;
9) «Потребность в центре развития, расположенном в шаговой доступности»;
11) «Оценка наличного волонтёрского опыта».
Обработка данных и прочтение таблицы дали следующие результаты.
Вопрос 3. «Уровень и характер взаимодействия в группе: оценка взаимоотношений». Проблемные зоны обнаруживаются в системе взаимоотношений во всех обследованных группах. Только в детской группе характер взаимоотношений со сверстниками оценен большинством (72%) выше «5» по 10-ти балльной шкале. Однако, и в детской группе 27,5% оценили критерий ниже «5» балов. В подростковой группе этот показатель резко ухудшается. Оценкой выше «5» баллов взаимоотношения оценили только 12.5 % опрошенных; 20% — «5» баллов; 67,5% — ниже «5» баллов. В группе старшеклассников коррекции показателя не происходит. Оценкой в «8» — «10» баллов взаимоотношения не оценил никто; только 15% — «5» баллов и более 90% дали оценку «1» — «3». Показатель несколько стабилизируется в послешкольной (студенческой группе). 17% оценивают взаимоотношения как хорошие и отличные, однако более 60% поставили оценку – «1» — «3».
Вопрос 4. «Уровень и характер досугового взаимодействия». Самый высокий уровень коллективизма показывает младшая группа. Свободное время и досуг проводят вместе с одноклассниками 45% опрошенных. Одиночество предпочли — 0% опрошенных. Ещё не нарушены связи с родственниками и семьёй (родителями). Семейный досуг предпочитают 12.5% опрошенных. В подростковой группе предпочтение коллективному досугу с одноклассниками отдают 27,5% учащихся. 15% высказались за предпочтение досуга в узком кругу приятелей. Предпочтение одиночеству не оказал никто – 0%. Семейный досуг (7,5%) уступает желанию находиться в группе друзей – 50%. В группе старшеклассников предпочтение коллективного досуга падает более чем вдвое по сравнению с подростками – 10%. Сокращается востребованность семейного досуга и заметно возрастает социальное одиночество: 25% предпочитают проводить свободное время наедине с собой. Несколько стабилизируется ситуация в студенческой группе, где одиночество предпочитают – 20%, показатель семейного досуга – всего 2,5%. Потребность в общеколлективном досуге показали – 0%, отдав предпочтение общению в группе друзей – 77,5%.
Вопрос 5. «Взаимовыручка». В детской группе самый высокий показатель надежды на помощь коллектива в трудную минуту – более 60% выражают такую уверенность, и никто не считает, что останется в одиночестве. Однако и в младшей группе более 30% опрошенных оценивают вероятность помощи коллектива сдержанно.
Ниже других показатели взаимопомощи в подростковой группе, где 10% не рассчитывают на дружную помощь коллектива. Однако 45% рассчитывают на помощь отдельных членов коллектива – 45%, при этом 7,5% считают, что большая часть коллектива будет сочувствовать, но никак деятельно не помогать. Показательно, что 17,5% верят именно в коллективную поддержку, когда каждый готов прийти на помощь. В группе старшеклассников вера в коллективную поддержку заметно сокращается – до 20% считающих, что никто на помощь не придёт. Не считают, что большая часть готова на поддержку – 25%. Несколько выше показатель уровня взаимопомощи в студенческой группе, где только 2,% считают, что никто на помощь не придёт, 60% считают, что большая часть коллектива готова и на сочувствие и на деятельную помощь.
Вопрос 5. «Личная готовность к взаимовыручке». Самый высокий уровень личной готовности к помощи ближнему – в детской группе: 55% считают помощь ближнему личной обязанностью. 45% готовы помогать друзьям и родственникам.
В подростковой группе этот показателем уже становится проблемным: только 20% считают помощь ближнему, не зависимо от дружбы и родства, своею обязанностью, но 72,5% готовы помочь родственникам и друзьям; появляется меркантилизм – 5% готовы помочь в расчёте на выгоду. Есть прецедент мнения в пользу отказа помощи ближнему. В группе старшеклассников большинство готово помогать друзьям и родственникам; опрошенные считают такую установку принципиально верной. 7,5% опрошенных готовы помогать ближнему в расчёте на выгоду. Но принципиальную готовность помогать ближнему показывают только 5%. В послешкольной (студенческой) группе показатели приблизительно такие же, как у старшеклассников, но принципиальная готовность помогать отмечена только 2.5%, как, в прочем, нет принципиальной установки не оказывать помощь – 0%.
Вопрос 7. «Патриотизм, готовность служить Родине». В детской аудитории самый высокий уровень патриотизма: свою готовность пожертвовать личным интересом ради общественного показало 100% (80% — абсолютно готовы и 20% — готовы). В подростковой группе такую готовность 15% оценили 50 на 50, при этом неготовность к служению не показал никто. Сложнее картина в студенческой группе, где 20% опрошенных готовность к служению оценило в «1» — «2» балла. Отрадно, что среди опрошенных не нашлось никого, кто не любил бы Родину.
Вопрос 8. «Уровень физического развития – самооценка». Подавляющее большинство детей считает себя сильными, однако высший балл – «10» — себе не поставил никто. 72,5% считают, что физически развиты на «8» баллов. Гораздо скромнее оценивают свою физическую подготовку подростки: 60% оценили в «5» баллов по 10-балльной шкале. Еще более скромную самооценку физического развития дали старшеклассники: 7,5% поставили – «0» баллов, 35% — «1»-«2» балла. В послешкольной (студенческой) группе большинство считают своё развитие средним и достаточным – 65% — «5» баллов.
Вопрос 9. «Трудовая подготовленность, приспособленность к быту» (самооценка). Во всех группах трудовую подготовку оценивают как низкую. В детской группе её высокой считают только 20%, а 28% оценивают, как среднюю – в «5» баллов. Только 5% подростков считают себя приспособленными к жизни людьми, владеющими общими бытовыми навыками. Старшеклассники оценивают себя ещё строже: 40% дают оценку «2»-«3» балла, 32.5% — «5» баллов. Несколько выше соответствующие показатели в студенческой группе. Но и там 25% оценивают свою подготовку, как плохую, а 37,5 % — дают оценку «0».
Вопрос 10. «Мотивированность в получении физической и трудовой подготовки». Подавляющее большинство детей хотят получить наставническую помощь в трудовой и физической подготовке – 95%. В среде подростков 20% затрудняются дать ответ на вопрос, а 17,5% — считают, что им помощь в этом направлении не нужна. Однако, 62,5% (большинство) – за получение помощи наставника. Востребованность наставнической поддержки в области трудового и физического развития в группе старшеклассников еще выше – 77,5%. Неожиданно спад динамики даёт студенческая группа, где только 10% хотели бы получить поддержку наставника.
Вопрос 11. «Потребность в центре развития, расположенном в шаговой доступности». Заинтересованность и готовность ходить в центр волонтёрской подготовки показали дети – 100%. Подавляющее большинство подростков аналогично заинтересованы в центре развития, но при наличии там оборудования, которого нет у них дома. Аналогичные ответы дают и старшеклассники. Меньшую заинтересованность в центре показала студенческая группа.
Вопрос 12. «Оценка наличного волонтёрского опыта». Младшая и подростковая группы не дала оценки, так как не имеют соответствующего опыта. В группе старшеклассников наличные навыки волонтёра оценили как низкие: 27,5 – «0» баллов; 50% — «1» — «2» балла; и только 10% опрошенных оценили наличный волонтёрский опыт как положительный.
Сводная таблица №1. Данные опроса по вводной анкете проекта «Я люблю тебя, Россия!»
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Ответы | 8 | 17 | 8 | 6 | 1 | 17 | 20 | 6 | 0 | 0 | 12 | 15 | 8 | 3 | 2 | 0 | 4 | 7 | 19 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 20 | 42,5 | 20 | 15 | 2,5 | 42,5 | 50 | 15 | 0 | 0 | 30 | 37.5 | 20 | 7.5 | 5 | 0 | 10 | 17,5 | 47.5 | 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Прим. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Ответы | 0 | 31 | 1 | 8 | 4 | 22 | 4 | 10 | 11 | 20 | 3 | 6 | 18 | 18 | 5 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
% | 0 | 77.5 | 2,5 | 20 | 10 | 55 | 10 | 25 | 27.5 | 50 | 7.5 | 15 | 45 | 45 | 12,5 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ответы | 3 | 24 | 2 | 10 | 1 | 3 | 15 | 10 | 8 | 4 | 7 | 8 | 3 | 18 | 4 | 10 | 16 | 8 | 6 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 7,5 | 60 | 5 | 25 | 2,5 | 7.5 | 37.5 | 25 | 20 | 10 | 17.5 | 20 | 7.5 | 45 | 10 | 25 | 40 | 20 | 15 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Ответы | 1 | 35 | 1 | 3 | 0 | 2 | 32 | 3 | 3 | 0 | 8 | 29 | 2 | 1 | 0 | 22 | 18 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 2.5 | 87,5 | 2,5 | 7,5 | 0 | 5 | 80 | 7,5 | 7.5 | 0 | 20 | 72,5 | 5 | 2.5 | 0 | 55 | 45 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ответы | 0 | 8 | 2 | 22 | 8 | 0 | 4 | 4 | 21 | 11 | 0 | 0 | 6 | 20 | 14 | 0 | 0 | 0 | 8 | 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 0 | 20 | 5 | 45 | 20 | 0 | 10 | 10 | 52,5 | 27,5 | 0 | 0 | 15 | 50 | 35 | 0 | 0 | 0 | 20 | 80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ответы | 2 | 10 | 26 | 2 | 0 | 3 | 14 | 4 | 7 | 2 | 0 | 4 | 24 | 11 | 2 | 0 | 2 | 9 | 29 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 5 | 25 | 65 | 5 | 0 | 7.5 | 35 | 10 | 17.5 | 5 | 0 | 10 | 60 | 27,5 | 5 | 0 | 5 | 22.5 | 72,5 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ответы | 15 | 10 | 4 | 9 | 2 | 3 | 16 | 13 | 6 | 2 | 2 | 12 | 7 | 7 | 2 | 0 | 4 | 28 | 8 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
% | 37,5 | 25 | 10 | 22.5 | 5 | 7.5 | 40 | 32.5 | 15 | 5 | 5 | 30 | 17.5 | 17.5 | 5 | 0 | 10 | 70 | 20 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ответы | 4 | 36 | 2 | 31 | 8 | 1 | 25 | 7 | 8 | 38 | 0 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
% | 10 | 90 | 5 | 77.5 | 20 | 2,5 | 62,5 | 17.5 | 20 | 95 | 0 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ответы | 2 | 4 | 24 | 10 | 8 | 4 | 25 | 3 | 8 | 10 | 19 | 3 | 31 | 0 | 9 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
% | 5 | 10 | 60 | 27 | 20 | 10 | 62.5 | 7.5 | 20 | 27 | 47,5 | 7,5 | 77.5 | 0 | 22,5 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа/ № вопроса* | Молодежь (студенты) | Молодежь (старшеклассники) | Подростки | Дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ответы | 18 | 9 | 5 | 8 | 0 | 11 | 20 | 5 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
%20 | 45 | 22.5 | 12,5 | 20 | 0 | 27,5 | 50 | 12,5 | 7.5 | 2,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|
|
|
*Результаты вопросов 1-2 (возраст, пол) учтена в преамбуле анализа, поэтому в таблицу вошли ответы на вопросы 3-12.